Ежедневная практика

— { Арати } —

 

ман-мана бхава мад-бхакто, мад-йаджи мам намаскуру
мам еваисйаси йуктваивам, атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, будь Моим преданным, всегда поклоняйся Мне и предлагай Мне поклоны. Предлагая себя Мне и принимая во Мне прибежище таким образом, ты придешь ко Мне».

(«Шримад Бхагавад-гита», 9.34)

 

 

«Вы знаете, что если сажать семена какого-нибудь растения, их нужно поливать, подкармливать, обеспечить достаточно солнечного света и так далее. Точно также мы должны ухаживать и за нашем семенем преданности: мы должны приходить каждый день на арати, ходить на программы, получать хорошее общение. Хорошое общение необходимо для преданной жизни. Без хорошего общения в преданной жизни будут большие проблемы, поэтому мы должны каждый день читать духовные книги: Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Гуру Махарадж написали так много книг, писаний, мы должны читать их и знать, что в них написано. Также мы должны петь песни (киртаны).

Мы должны вести практику таким образом каждый день. Даже если вы живете у себя дома, вы можете сделать из своего дома ашрам, храм. Что мы делаем в храме? Мы проводим арати, у нас есть алтарь, и вы тоже можете завести алтарь с фотографией Шрилы Гуру Махараджа или фотографией божеств и каждый день проводить арати, предлагать им поклонение и предлагать то, что вы едите, божествам. Мы должны продолжать и вести жизнь таким образом».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Мы должны сделать из своего дома ашрам: мы можем поставить фотографию Гурудева, фотографию божеств на алтаре, каждый день предлагать цветы, проводить мангала-арати, петь киртаны. Мы можем делать это каждый день. У нас не так много времени, но все равно можно петь киртаны, можно посадить Туласи, предлагать цветы, воду, мы можем предлагать поклоны. Мы можем делать все это каждый день. Это и есть наша ежедневная программа, и мы должны жить так — каждый день».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Ништха (твердость, непоколебимость): «То, что я делаю, я буду делать каждый день». Не все обладают настроением служения, не у всех есть сева-правритти (желание служить, погружение в служение). Если „сегодня делаю, завтра не делаю“, то это не преданность — это эмоции».


«Сколько на это нужно часов? Просыпайтесь рано утром, практикуйте, а затем идите на работу. Большинство офисов открываются в десять, поэтому, даже если кто-то ходит на работу, если у кого-то семья, все равно можно практиковать. Это не так сложно. Просыпайтесь утром пораньше, принимайте душ, идите на мангала-арати, пойте и идите на работу. Разве это невозможно? Для того, кто ничего не делает, все невозможно».


«Практика — это путь к совершенству. Всегда занимайтесь шраваном, киртаном и не спите днем. Есть преданные, которые не спят до полуночи, до 2-3 часов ночи, сплетничают, работают, а потом спят до 9 часов утра. Это не хорошо для преданной жизни. Вы должны вставать с кровати до рассвета. Вся наша Гуру-варга: Бхактивинод Тхакур, Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Прабхупада, наш Гурудев, Парам Гурудев, — все ложились спать рано и просыпались в 3-4 часа утра, в 2:30. Вы должны следовать их примеру».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Если Кришна позовет, я пошел, а те, кто спят, проспят себе всю жизнь. Они не попадут туда: они будут приходить и уходить, так и будут все время спать. Это большая проблема. Утреннее арати называется мангала-арати, что значит „мангала“? „Мангала“ означает удачу, процветание, благо, благоприятность. Если вы не просыпаетесь на мангала-арати, то для вас все благоприятное разрушается».


«Вы знаете, что преданные делают здесь в Индии? Я видел много раз, как во время Туласи-парикрамы они ставят в центр глиняный горшок с Туласи, а рядом кладут книги. Лет пятнадцать назад, когда я был в одном доме и увидел это, я спросил: „Зачем вы кладете книги?“ Я знал, зачем это, но хотел услышать от них, из каких соображений они это делают. Мне ответили: „Махарадж, в книгах есть фотография храма в Навадвипе, поэтому каждый день мы совершаем парикраму вокруг Навадвип Дхамы“. Какая хорошая мысль! Какое хорошее сердце! Они не могут принести Говинду-кунду к себе домой, но в книгах есть фотография Говинды-кунды, фотография храма, и каждый день они совершают парикраму.

Так что, поддерживать духовную жизнь значит практиковать и делать все как следует. Точно также, как когда вы живете к храме, начинайте день с мангала-арати, проводите утреннее чтение, и к часам семи будете свободны».


«Даже если вы живете не в храме, а в семье, это не проблема, но вы должны правильно поддерживать духовную жизнь. Как? Вы должны думать, что ваш дом — это дом Кришны, собственность Кришны. Когда вы готовите что-то, предлагайте то, что готовите, Кришне, проводите арати для Кришны и так далее. Вы жили в храме несколько дней и видели, что такое жизнь в храме, и вы можете практиковать точно так же и у себя дома. Когда готовите, повторяйте: „Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе“. Вы должны повторять Святое Имя, когда готовите, должны петь „Шри-гуру-чарана-падма кевала бхакати-садма“, „Охе ваишнава тхакура дайара сагара“, „Нитай-пада камала“. Когда вы готовите утром, вы можете петь „Самсара-даванала-лидха-лока“. Например, утром, когда я иду в ванную, я наливаю воду в ведро и пою эту песню „Самсара-даванала-лидха-лока“.

Практикуйте пение песен таким образом, тогда ваш ум будет в порядке: ваш ум, сердце и все остальное направится к Самому Господу, и вы будете получать удовольствие, удовольствие и еще больше удовольствия, вы будете счастливы. Попробуйте, а через месяц скажите мне, какой результат».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Когда у вас появляется свободное время, читайте книги Гурудева. Если вы думаете: „Я не чувствую никакого вкуса, пристрастия, когда читаю книги“, тогда вы можете сами понять, что внутри, в сердце, у вас есть апарадхера-биджа (семя греха). Вы должны понимать эти вещи, это важно.

Если вы хотите делать что-то из эмоционального порыва, это не принесет никакого результата, поэтому важно обладать искренностью: необходима ништха. Если в вас нет ништхи, тогда вы будете что-то делать, но вы не будете испытывать никакого вкуса, удовольствия. Если вы чувствуете, что вы не испытываете вкуса, вы должны постоянно задействовать себя в служении: какое бы служение у вас ни было, вы не должны никогда его бросать».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Задействуйте себя в служении. Как? Следуйте бхакти-анукуле (принимайте то, что благоприятно для преданности), занимайтесь садху-сангой, читайте книги, занимайтесь Нама-санкиртаной, Бхагавата-шраваном, вы должны приходить на мангала-арати, приходить на утреннюю лекцию, петь утренние бхаджаны, вечерние бхаджаны, готовить для божеств, предлагать бхогу и так далее».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Ахара, нидра, бхайа, маитхунам ча: жизнь не должна тратиться на еду, сон, боязнь и размножение. Даже если вы живете в семье, вы все равно можете просыпаться рано утром, проводить арати и так далее».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Ложиться спать в 10 вечера и просыпаться в 4-4:30 утра — этого достаточно для здоровья. Если вы будете продолжать практиковать таким образом каждый день с искренностью, это пойдет вам на пользу».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Некоторые думают: „Здесь слишком много проблем, я лучше буду жить один“. Кто-то живет один, потому что, когда живешь в храме, нужно следовать большему количеству правил и предписаний: вставать рано, ходить на мангала-арати, ходить на лекции, на киртан и так далее; а если живешь один, то не нужно ничему следовать (никто ведь не видит, чем вы занимаетесь). Но жизнь в доме, хорошая еда и никакой практики, никакой садху-санги не делает вас вайшнавом».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Иногда нам не нравится большое скопление людей, нам не нравится находиться в толпе, и нам хочется жить одним. Мы не хотим жить в храме, потому что в храме множество правил и предписаний: мы должны принимать прасад в установленное время, ходить на мангала-арати в установленное время, давать лекцию в установленное время и так далее: все должно быть всегда в установленное время. Если же живешь один, то никто вам ничего не будет говорить, но вы будете терять преданную практику. Этого-то мы и не понимаем. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что нарджана-бхаджан — это просто самообман».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Вы должны вести семейную жизнь в сознании Кришны. Какой ваш ежедневный долг? Просыпайтесь рано утром, проводите арати, предлагайте бхогу своему Гуру на алтаре у себя в комнате или в доме, принимайте прасад, повторяйте Святое Имя и, насколько это возможно, проповедуйте вне дома. Мы должны придерживаться такой регулярной программы. Даже если вы живете один, пойте песни, повторяйте Святое Имя, а, когда вайшнавы приходят к вам в гости, угощайте их прасадом. Махапрабху сказал Санатане Госвами: „Дживе дайа, Наме ручи, ваишнава сева“. Несите благо душам (дживам), повторяйте Святое Имя и служите вайшнавам — это для вас самое главное; практикуя это, вы сможете вести духовную жизнь. И следуйте всем правилам и предписаниям, следуйте учению Махапрабху».

(Шрила Б.Н. Ачарья Махарадж)

«Мы должны приходить на арати. Если каждый будет просыпаться за полчаса до арати, принимать душ и т.д. и приходить на арати, это будет очень хорошо.

Арати не для божеств, арати — для вас. Мы показываем лампаду божествам, но на самом деле арати мы проводим для себя: мы прославляем Господа рано утром, занимаемся всеми утренними практиками — это все для нас самих. Если божество будет вставать в 5 или 6 часов, для божества это не страшно, но у нас должна выработаться привычка поклоняться божествам в четкое время, и это время выбрано писаниями. Все, что вы видите: когды мы трубим в раковину, звеним колокольчиком и так далее, — это все для нашего блага. Пользу от арати получает не божество — пользу от арати получаем мы».

(Шрила Б.С. Говинда Дев-Госвами Махарадж)

«Кто-то, возможно, не очень хорошо поет, кто-то, возможно, не умеет красиво петь маха-мантру Харе Кришна, но Кришне не нужна ваша красивая мелодия: Кришна знает, что вы поете, что вы хотите сказать, Гурудев знает. Вы должны это понять».


«На самом деле мы не то чтобы поем песни — мы занимаемся киртаном. Петь песни и заниматься киртаном — не одно и то же. Большинство поют песни и не знают их значение, но, если вы знаете значение песни, вы будете получать удовольствие от пения. Заниматься киртаном значит практиковать сознание Кришны. Когда практикуешь сознание Кришны, от этого получаешь удовольствие. Поэтому если вы знаете значение песни, у вас всегда будут силы, чтобы заниматься киртаном, но, если вы просто поете песни, не задумываясь об их значении, то такие силы у вас не появятся и вы не будете чувствовать при этом радость, удовольствие.

Кроме того, когда кто-то не понимает значение песни, они начинают играться, баловаться и отвлекать пока остальные поют, но те, кто совершают настоящий киртан, получают удовольствие и всегда занимаются киртаном...

Когда кто-то совершает киртан Кришны (повторяет Святое Имя Кришны), в этом киртане присутствуют Имя, Красота, Деяния Кришны. Киртан Нитьянанды — это игры Нитьянанды, киртан Кришны — это игры Кришны, киртан Махапрабху — это игры Махапрабху. Памятование — это тоже одна из практик».


йад асанга крийа карма джаната вапй аджаната
пурнам бхавату тат сарвам шри харер нама-киртанат

«Пусть все оскорбления, которые я совершил осознанно или неосознанно, будут полностью прощены благодаря воспеванию Святых Имен Господа».

«Если жрец или человек, который проводит жертвоприношение, в конце повторяет маха-мантру Харе Кришна, то он должен считать, что жертвоприношение прошло с полным удовлетворением. Чтобы мы ни делали, мы должны все делать с санкиртаной Имени Кришны: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, — тогда, если мы будем все делать с этой мантрой, все осуществится и принесет удовлетворение Кришне и Гуру-Гауранге».

(Шрила Б.С. Говинда Дев-Госвами Махарадж)

(Песенник можно скачать: на русском и на английском. Мотив большинства песен можно послушать и скачать в английской части сайта в разделе Gaudiya Gitanjali.)

 

 

 

 

АЛТАРЬ ЕЖЕДНЕВНЫЕ КИРТАНЫ

 

Вступление
Алтарь
Арати
Ежедневные киртаны
Бхога, приготовление и предложение пищи

 


 

Рождение и смерть: Игры Майи
«Майа всегда проверяет, кого Вы любите: меня или своих родителей. Если я потеряю родителей, у меня будут другие родители в следующем рождении, но, если я потеряю своего Гуру, потеряю Кришну, я не получу их снова. Что для Вас важно, решать Вам».

«Когда мы находимся под защитой Гурудева, Кришна не может уничтожить нас, не может сломать нас, но, когда мы лишены этой защиты, нас можно уничтожить в любой момент».

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ | ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

Daily Practice

— { Arati } —

 

man-mana bhava mad-bhakto, mad-yaji mam namaskuru
mam evaisyasi yuktvaivam, atmanam mat-parayanah

"Always think of Me, be my devotee, always worship Me and offer obeisances to Me. Thus offering yourself to Me and taking refuge in Me, you will come to Me."

(Srimad Bhagavad-gita, 9.34)

 

 

"You know that if you plant a seed of some tree, you must then water it, give it some fertiliser, some sun, and so on. Similarly, we must take care of our devotional seed—every day we must come to the arati, join the programme, must get some good association. Good association is necessary for our devotional life. If we do not get good association, then there will be a big problem in our devotional life, so every day we must read some devotional books—Srila Sridhar Maharaj and Srila Guru Maharaj wrote so many books, scriptures, we should read them and know what is written in them. Also, we should sing some songs.

"We must continue our practising life in this way every day. Even if you live in your own house, you can turn your house into an ashram, a temple. What do we do at the temple? We do arati, we have an altar, and you too can have an altar with Srila Guru Maharaj's photograph, or the Deities, and every day do arati, offer worship, and offer whatever food you take to the Deities. We must continue our life in this way."


"We should make our house an ashram: we can have Gurudev's picture, Deities' picture on our altar, every day offer some flower, do mangal arati, chant kirtans. We can do it every day. We do not have so much time, but still we can chant some kirtan, we can plant Tulasi, offer some flowers, some water, we can pay our obeisance. We can do all this every day. This is actually our daily programme, and we should continue in this way, every day."


"Nistha [be fixed]: what I will do, I will do that every day. Everybody does not have that service mood, seva pravritti [desire for, or engagement in service]. 'I am only doing today, next day I am not doing'—this is not devotion, this is emotion."


"How many hours are necessary? Wake up early in the morning, practise, and then go to your work. Every office opens at 10 o'clock, so if somebody does a job, leads a householder life, they can also practise. It is not so hard. Come early in the morning to the mangal arati, sing, then take a bath, and go to work. Is it possible or not? But everything is impossible for those who do not do anything."


"Practice makes perfect. Always do sravan, kirtan, and do not sleep in the daytime. Some devotees stay up until 12 o'clock, until 2-3 o'clock at night, gossiping, working, and after that they sleep until 9 o'clock. This is not good for the devotional life. You must wake up from the bed before sunrise. All our Guru-varga—Bhakti Vinod Thakur, Gaura Kishor Das Babaji Maharaj, Srila Prabhupad, our Gurudev, Param Gurudev—everybody goes to sleep early in the evening and wake up at 3-4 o'clock, at 2:30 a.m. You must follow their example."


"If Krishna calls, I am going, but those who are sleeping will sleep through the whole of their life. They will not be able to get there—they will come and go and will always sleep. It is a big problem. Morning arati is called mangal arati. What does 'mangal' mean? 'Mangal' means good fortune, prosperity, benefit, auspicious. If you do not wake up at mangal arati, auspiciousness is ruined for you."


"Do you know what the devotees do here in India? I have seen it many times—when they do Tulasi parikrama they put a clay pot with Tulasi in the centre and put some books there. Maybe fifteen years ago, when I went to some house and saw it, I asked them, "Why do you put the books there?" They told me, "Maharaj, in the books there is a photo of the Nabadwip temple, so every day we do the parikrama of Nabadwip Dham." What a good conception! What a good heart! They cannot take Govinda Kunda to their house, but the photo is there, the temple photo is there in the books, and every day they do the parikrama.

"So, to maintain your spiritual life means to practise and do everything properly—just as when you live in a temple, start the day from the mangal arati, have the morning class, and by 7 o'clock you are done."


"Even if you live outside the temple, in householder life, it is not a problem, but you must maintain your spiritual life properly. How? You must think your house is not your house, it is Krishna's house, Krishna's property. When you cook something, offer it to Krishna, do arati for Krishna, and so on. You stayed in the temple for a few days and you saw what the temple life is like, and you can practise in the same way at home. When you cook, chant, 'Hare Krishna Hare Krishna Krishna Krishna Hare Hare / Hare Rama Hare Rama Rama Rama Hare Hare.' You must chant when you cook, you must sing, 'Sri-guru-charana-padma kevala bhakati-sadma', 'Ohe Vaisnava Thakura dayara sagara', 'Nitai-pada kamala.' When you cook in the morning, you can also sing, 'Samsara-davanala-lidha-loka.' For example, in the morning when I go to bath, I put water in the bucket and sing this song 'Samsara-davanala-lidha-loka.'

"Practise singing songs in this way, then your mind will be good—your mind, your heart and everything else will go to the Lord Himself, and you will get pleasure, pleasure and more pleasure, you will be happy. Try to do this and tell me what result you get in a month."


"When you get time, read Gurudev's books. If you think, "I am not getting any taste when I read the books," then you can understand that inside you, in your heart, there is an aparadher bij (a seed of sin). You must understand these things, this is important.

"If you want to do something out of emotion, it will not give you any result. That is why it is necessary to have sincerity, nistha is necessary. If you do not have nistha, if you do something without sincerity, then you will not get taste. If you think you are not getting the taste, then you must continuously engage in service—whatever kind of service you have, you must do it continuously."


"...Engaging in service. How? Follow bhakti-anukul (accept what is favourable to devotion), do sadhu-sanga, read books, do Nama sankirtan, Bhagavat sravan, you must come to the mangal arati, come to the morning class, sing morning bhajans, evening bhajans, cook for the Deities, offer the bhog, and so on."


"Ahara, nidra, bhaya, maithunam cha—life should not be wasted on eating, sleeping, fearing, and mating. Even if you live as a householder, you can still wake up early in the morning, do arati, and so on."


"Going to be bed at 10 p.m. and waking up at 4-4:30 a.m. is sufficient for one's health. If you continue and practise in this way every day with sincerity, you will be benefitted."


"Some think, 'There are so many problems here, I would rather stay alone.' Some live on their own because if you live in a temple, you must follow many rules and regulations—wake up early, come to the mangal arati, come to the regular classes, come to the kirtan, and so on; but if you live alone, it is not necessary to follow anything—nobody sees what you are doing. However, living in some house, eating well and not practising, not doing sadhu-sanga does not make you a Vaishnav."


"Sometimes we do not like crowds, we do not like so many people, and we want to live alone. We do not want to stay in the temple because there are so many rules and regulations in the temple—we have to take prasadam at a certain time, go to mangal arati at a certain time, give class at a certain time, and so on—everything has to be maintained at a certain time, and if you live alone, nobody will tell you anything, but you will be losing your devotional activities. This is what we do not understand. Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur said that nirjan bhajan is just self-deception."


"You must maintain your family through Krishna consciousness. What is your regular duty? Wake up early in the morning, do arati, offer the bhog to your Guru at the altar in your room or house, take prasadam, chant the Holy Name, and as much as it is possible you can preach outside. You must follow a regular programme like this. Even if you live alone, sing the songs, chant the Holy Name, and if some Vaishnavs come to your house, give them some prasadam. Mahaprabhu told to Sanatan Goswami, "Jive daya, Name ruci, Vaisnava seva." Give benefit to the jiva souls, chant the Holy Name, and serve the Vaishnavs—these are your main things, and in this way you can maintain your spiritual life. And follow all the rules and regulations, follow Mahaprabhu's conception."


"We must join the arati. If everyone can get up half an hour before the arati, take shower, etc. and join the arati, that is very good.

"Arati is not for the Deity, arati is for yourself. We show the lamp to the Deity, but actually we do the arati for ourselves, we glorify the Lord early in the morning, do all the morning practices—that is all for us. If the Deity wakes up at 5 o'clock or 6 o'clock, it is no problem for the Deity, but our habit should grow to worship the Deity timely, and that time has been selected by the scriptures. Everything you see—blowing the conchshell, ringing the bell, etc.—it is all for our benefit. The Deity is not the beneficiary; we are the beneficiary of the arati."

(Srila B.S. Govinda Dev-Goswami Maharaj)

"Somebody may not be a good singer, somebody cannot sing Hare Krishna maha-mantra so well, but Krishna does not want your tune, Krishna knows what you are singing, what you want to say, Gurudev knows it. You must understand it."


"If you understand the meaning of the song, you will get more pleasure, it will be then kirtan. And we do not really sing songs—we do kirtan. Singing a song and doing kirtan is not the same thing. Most of the people sing songs and do not know their meaning, but if you know the meaning of the song, you will actually get pleasure.

"Kirtan means practising—practising Krishna consciousness. When you practise Krishna consciousness, you will get pleasure. If you just sing a song, you will not get pleasure. If you know the meaning of the song, you will always get energy to do kirtan; if you just sing a song, you will not get that energy.

"When somebody does not understand the meaning of the song, they start playing, making naughty, disturbing when others are singing—I have seen this many times... But those who are doing the actual kirtan get pleasure and always do kirtan. When one does Krishna kirtan, chants the Holy Name of Krishna, Krishna's Name, Beauty, Pastimes are all there. Nityananda's kirtan is Nityananda's Pastimes, Krishna's kirtan is Krishna's Pastimes, Mahaprabhu's kirtan is Mahaprabhu's Pastimes. Remembering is also one kind of practice."


yad asanga kriya karma janata vapy ajanata
purnam bhavatu tat sarvam sri harer nama-kirtanat

May whatever offences I have knowingly or unknowingly committed be completely absolved by chanting the Holy Names of the Lord.

"If the priest or the person who is doing a sacrifice lastly chants the Hare Krishna maha-mantra, he will think that the sacrifice has gone with full satisfaction. Whatever we do, we will do it with Krishna Nama sankirtan: Hare Krishna Hare Krishna Krishna Hare Hare / Hare Rama Hare Rama Rama Rama Hare Hare; then, if we do everything with this mantram, it will be fulfilled and satisfying to Krishna and Guru-Gauranga."

(Srila B.S. Govinda Dev-Goswami Maharaj)

 

 

 

SETTING UP THE ALTAR DAILY KIRTANS

 

Introduction
Setting up the altar
Arati
Daily kirtans
Bhog, cooking, offering
Observing Ekadasi
Observing Festivals
Tulasi Devi
Four regulative principles
Scriptural regulations

 


Other Preachers:
No Free Mixing
'We will not go to so many places or allow other temples in, because we do not mix with those who do not like my Guru, who criticise my Guru and think they are more than my Guru.'

I sing every day for your practice, to engage you in kirtan. Every day I sing the same songs, morning and evening—what for?

"HUMILITY, TOLERANCE, GIVING HONOUR TO OTHERS | HUMILITY, TOLERANCE, GIVING HONOUR TO OTHERS"