Месяц служения — жизнь служения

Его Божественная Милость Ом Вишнупад
Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж
13 октября 2019, Калькутта

 

Сегодня начинается картика-врата, или нийом-сева. Наш храм соблюдает этот обет от пурнимы до пурнимы, а в некоторых других храмах преданные ему следуют от двадаши до двадаши.

Однажды я просил у Гурудева о том, что значит «нийом-сева». Гурудев пошутил в ответ: «Вы же знаете, что нийом – это правила, а сева – это служение! Нийом-сева — это правила служения». Он объяснил, что каждый храм всегда соблюдает этот период, но на самом деле следовать Рупе Госвами очень сложно. Такая жизнь очень строга, и эти правила очень сложно соблюдать. Например, в месяц нийом-севы следует спать на полу и принимать прасадам с тарелки на полу, не касаясь руками (пободно корове). Это очень сложно, но каждый храм соблюдает нийом-севу, в нашем храме тоже некоторые преданные следуют всем правилам. В месяц картики нельзя есть фасоль, лау (белую тыкву), помидоры и некоторые другие овощи.

Во времена Гурудева также произошла одна история. Когда Дамодар Махарадж был управляющим храма в Кайкхали (Калькутта), он был всегда строг и безупречен в своей практике, но Гурудев говорил ему: «Из чистого золота невозможно сделать ювелирное украшение: нужно добавить сплав, только тогда можно сделать украшение из чистого золота». Однажды пуджари в Кайкхали приготовил патал (в месяц картики патал не употребляется), и я уж не знаю, нарочно или нечаянно, он положил это сабджи из патала на тарелку Дамодара Махараджа. Дамодар Махарадж тут же вскочил и начал кричать на него. Он ушел из Кайкхали и пришел к Гурудеву. В то время Гурудев отдыхал (вы знаете, что Гурудев всегда принимает прасад очень рано, в 11:30-11:45), поэтому, когда Дамодар Махарадж пришел, слуга Гурудева сказал ему, что Гурудев отдыхает. Дамодар Махарадж остался ждать: он все сидел, сидел и сидел. Затем Гурудев проснулся в районе 14:30, и ему сообщили, что Дамодар Махарадж ждет за дверью, чтобы увидеться с ним. Гурудев удивился: «Сейчас 2:30 дня, зачем он пришел? Он же должен отдыхать в это время». Слуга ответил: «У него что-то произошло». Гурудев сказал: «Хорошо, позови его». Дамодар Махарадж зашел и сказал: «Я не стану жить в этом храме, и я больше не приму прасад из рук этого пуджари! Он должен уйти, только тогда я вернусь обратно! Зачем он положил мне патал на тарелку?!» Сначала Гурудев сказал ему: «Махарадж, тот, кто практикует нийом-севу, кто следует всем правилам и предписаниям, является вайшнавом высшего уровня, и он никогда не видит патал на тарелке: он всегда видит прасад. Я не ем патал, я ем прасад, почему же Вы тогда видите или едите патал?» Затем Гурудев объяснил ему: «Вы управляете и заботитесь о храме, вы в храме главный, но туда никто не хочет приходить, потому что Вы всегда очень строги». Знаете, бывало и такое, что Дамодар Махарадж отправлял кого-нибудь на рынок, чтобы купить на одну-две рупии зеленый чили (кача-ланку), и он ожидал, что ему принесут чек! Как продавец чили даст чек? У него нет ни бумаги, ни ручки, и вообще это не тот человек, который стал бы выписывать чеки на рынке! Дамодар Махарадж же требовал чек. Поэтому Гурудев и говорил, что Дамодар Махарадж был черезчур строгим и никто не хотел с ним жить. Гурудев отправил молодого человека в Кайкхали и попросил его потерпеть Дамодара Махараджа, Гурудев говорил ему, что Дамодар Махарадж был очень строгим, но хорошим человеком. Гурудев также сказал Дамодару Махараджу в тот день, когда произошла эта история с паталом: «Если он уйдет, кто будет пуджари? Вы сами будете заниматься пуджой и готовить? Если Вы можете делать все сами, то я не возражаю: я могу забрать этого пуджари в другое место. Иначе, если вы прогоните его, где мне достать нового пуджари?» Гурудев пошутил: «Я стар и уже не могу произвести на свет нового мальчика». Он также сказал: «Махарадж, Вы соблюдаете нийом-севу для себя и хотите выгнать человека, потому что тот совершил ошибку, дал Вам патал, но если он уйдет, это воспрепятствует служению Радхи Рамана. Кто будет нести за это ответственность?» Я присутствовал, когда Гурудев говорил ему все это (на бенгальском), и слышал, что Гурудев сказал ему.

Я также очень хорошо помню, что Гурудев говорил (тоже на бенгальском): Гурудев сказал, что нийом-сева означает следование правилам и предписаниям, но в храме тот, кто хочет быть настоящим преданным, кто хочет следовать сознанию Кришны, тот следует правилам и предписаниям всегда: он всегда следует наказу и наставлениям Гурудева. Другими словами, нийом-сева означает правила и предписания, но тот, кто хочет быть настоящим преданным, тот всегда, все время следует правилам и предписаниям: такой человек, будь то мужчина или женщина, соблюдает нийом-севу круглый год. Настоящий санньяси или настоящий брахмачари практикует нийом-севу круглый год. Зачем следовать правилам лишь один месяц? Одного месяца недостаточно. Тот, кто практикует как следует, следует нийом-севе на протяжении всей жизни, до самой смерти: он всегда повторяет Святое Имя, всегда думает о служении и всегда задействует себя в служении Господу. Однако если человек не следует этим правилам и предписаниям, если человек нарушает эти правила, то для таких людей необходимо соблюдать месяц нийом-севы. Это сказал Гурудев. Это главное.

Помню, год или два назад один преданный не принимал в храме прасад: он собирал бхогу, предлагал ее божествам, но сам прасад не ел. Что он ел? Он ходил домой к одной женщине, которая готовила для него во время месяца нийом-севы. Когда я услышал об этом, я сказал ему: «Ты ездишь туда на мотоцикле поздно вечером после того, как божества уходят на покой, ешь там прасадам и возвращаешься. Со стороны это выглядит нехорошо, и все в районе начинают говорить про тебя плохие вещи. Более того, тебе готовит женщина, и ты начинаешь гордиться, что становишься великим вайшнавом. Это не идет тебе на пользу». Он понял, что этого делать не стоит.

Все хотят соблюдать нийом-севу, но, если мы, например, едем во Вриндаван, мы проводим один-два дня в поезде — как можно соблюдать нийом-севу в поезде? Где в поезде достать необходимые ингредиенты? Или по правилам вы должны готовить атоп чал (необработанный рис, пропаренный рис): такой рис готовится очень долго и его тяжело переваривать (у меня такой рис вызывает большие проблемы с желудком). Гурудев тоже не мог есть такой рис. Вы знаете, что когда Гурудев посещал иностранные страны, он всегда возил с собой качественный пропаренный рис из Индии. Также по правилам вы должны готовить только одно сабджи, смешивать его с далом и подавать это смешанное сабджи с рисом. Когда мы жили в храме в Навадвипе, мы делали во времена Гурудева это на протяжении трех дней. Однако если раздавать такой прасад, когда множество преданных съезжается на праздник Парам Гуру Махараджа, то все будут недовольны.

Также нужно понимать, что нийом-сева не предназначена для божеств: точно так же, как, когда мы следуем экадаши, мы не предлагаем божествам только постные блюда в этот день (мы предлагаем и другие блюда: рис, дал, сабджи и т.д.). Шри Чайтанья Махапрабху тоже следовал экадаши. Гуру Махарадж, Гурудев следовали экадаши. Сейчас же Гурудев находится в самадхи, и мы предлагаем ему на экадаши рис, дас, сабджи и все остальное, но когда Гурудев присуствовал, он показывал нам пример и следовал экадаши, потому что он — учитель, и если он не будет учить на своем примере, как мы тогда будем знать все эти вещи? Поэтому он и следовал всем правилам и предписаниям. Так же и с нийом-севой.

Мы никого не останавливаем. Если кто-то хочет соблюдать нийом-севу, то можете соблюдать, но через служение. Вы поститесь на экадаши, вы соблюдаете нийом-севу и не делаете никакого служение — так не делается! Иногда люди уезжают на это время во Вриндаван и сидят там месяц, поторяют Святое Имя на четках и ничего не делают. Если вы хотите следовать нийом-севе, я не возражаю, Гурудев тоже не запрещал этого никому: если кто-то хочет соблюдать все правила в этот месяц, соблюдайте. Вместе с тем, я не могу сказать, что вы должны это делать, потому что следовать правилам месяца нийом-сева очень сложно.

Месяц картики или дамодара — это самый любимый месяц Шримати Радхарани, Шри Киртики-нандини. Сегодня 13 октября, воскресенье, и еще один месяц падманабха, месяц дамодар еще не начался. Дамодар начинается с поедельника, а сегодня начинается месяц нийом-севы.

Джай Шрила Гуру Махарадж ки джай.

 

— : • : —

 

 

 

 

Архив:   2009  |   2010  |   2011  |   2012  |  
2013  |   2014  |   2015  |   2016  |   2017  |   2018  |   2019

Оригинал статьи на английском.

 


 

Утренняя практика
«Сколько на это нужно часов? Просыпайтесь утром пораньше, практикуйте, затем идите на работу, но для того, кто ничего не делает, все невозможно».

«Не нужно никого заставлять; нужно посоветовать, сказать им: „Нужно следовать наставлениям. Это не хорошо“».

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ | ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

Month of Service—Life of Service

His Divine Grace Om Vishnupad
Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj
13 October 2019, Kolkata

 

Today Kartik-vrata, or niyom-seva, starts. Our temple observes it from purnima to purnima, and some other temples do it from dvadasi to dvadasi.

One day I asked Gurudev what niyom-seva meant. Gurudev joked in reply, "You know that 'niyom' means 'rules' and 'seva' means 'service'! Rules of service." He explained that every temple always follows it, but it is actually very difficult to follow Rupa Goswami. Such life is extremely strict, and it is very difficult to follow these rules. For example, in niyom-seva month you must sleep on the floor and take prasadam from a plate on the floor without using your hands (like a cow). It is very difficult. Still, every temple observes niyom-seva, and some devotees in our temple do it as well. You cannot take beans, lau (white pumpkin), tomato, and some other vegetables during the Kartik month.

There was also one story in Gurudev's time. When Damodar Maharaj was in charge of our Kaikhali temple, he was always strict and practised in a very pure way, but Gurudev told him, "You cannot make ornaments with pure gold. You must give some alloy, then only can you make an ornament from it." One day, the pujari in Kaikhali cooked some patal (patal is not taken in Kartik month), and willingly or unwillingly (I do not know it) he put that patal subji on Damodar Maharaj's plate. Damodar Maharaj jumped up and started shouting at him. He left Kaikhali and came to Gurudev. Gurudev was resting at that time (you know that Gurudev always takes noon prasadam very early, at 11:30-11:45 a.m.). So, when Damodar Maharaj came, Gurudev's servitor told him that Gurudev was resting. Damodar Maharaj stayed and waited—he was sitting, sitting, and sitting. Then, Gurudev woke up at about 2:30 p.m. and was told that Damodar Maharaj was waiting outside to see him. Gurudev was surprised, "It is 2:30 now, why has he come? He is supposed to be resting." The servitor replied, "Some problem has happened." Gurudev said, "OK, call him in." Damodar Maharaj came inside and said, "I will not stay in that temple. I will not take prasadam from that pujari's hands again! He must leave, then only I will go back there! Why did he put patal on my plate?!" At first, Gurudev told him, "Maharaj, those who do niyom-seva, who follow all rules and regulations are the highest class of Vaishnavs and they will never see patal on their plate—they will always see prasad. I do not take patal, I take prasadam, then why do you take or see patal?" Then, Gurudev explained to him, "You are in charge of the temple, you maintain the temple, but nobody wants to go there because you are always strict." You know, Damodar Maharaj would send somebody to the market to buy one-two-rupee worth of kacha lanka (green chilli) and would expect to get a receipt for it! How will the man selling chilli give a receipt? He has no paper, no pen! He is not that kind of man who gives receipts at the market, but Damodar Maharaj demanded the receipt. That is why Gurudev told that Damodar Maharaj was extremely strict and nobody wanted to stay with him. Gurudev sent that boy to Kaikhali and told him to please tolerate Damodar Maharaj, that Damodar Maharaj was very strict, but a good man. So, Gurudev told Damodar Maharaj, "If he leaves, who will be the pujari? Will you do the puja and cook yourself? If you can do everything yourself, then I do not mind it, I can take the pujari to another place. Otherwise, if you tell this boy to get out, where will I get a new pujari?" Gurudev joked, "I am an old man—I cannot produce a new boy now." He also said, "Maharaj, you are doing this niyom-seva for yourself and you want to oust this boy because he has made a mistake and given you patal, but if he leaves, it will hamper the service to Radha Raman. Who will be responsible for this?" I was there when Gurudev told him that (in Bengali), and I heard what Gurudev had told him.

I remember also very well what Gurudev said (in Bengali also)—Gurudev said that niyom-seva means following rules and regulations, but in the temple, those who want to be a proper devotee, who want to follow Krishna consciousness, they always follow rules and regulations—they always follow Gurudev's order, Gurudev's instruction. In other words, niyom-seva means rules and regulations of service, but those who want to be a devotee, who wants to be a proper devotee, always, all the time follow rules and regulation—they do niyom-seva all year. Proper sannyasis or proper brahmacharis practise niyom-seva all year round. Why is it necessary to observe only one month? Only one month is not sufficient. Proper practitioners will do niyom-seva during all their life, until their death—they always chant, they always think about and engage themselves in service of the Lord. However, if one does not follow these rules and regulations, if one goes against rules, for them it is necessary to observe this niyom-seva month. That is what Gurudev told. These are the main things.

I remember one or two years ago one devotee did not take prasadam at the temple—he would collect bhoga, offer it to the Deities, but he would not take prasadam. What did he eat? He would go to the house of one lady who would cook for him during the niyom-seva month. When I heard this, I told him, "You go there by motocycle late at night after the Deities go to rest, take prasadam and come back. It does not look good, and everybody in the district say bad things about you. Moreover, a lady cooks for you and you think you are becoming a great Vaishnav. It is not good for you." He understood that he should not do this.

Everybody wants to do niyom-seva, but suppose we go to Vrindavan—we spend one-two days on the train, how can we do niyom-seva there? Where will we get such things on the train? Also, you are supposed to cook atop chal (raw, not parboiled rice), it takes a long time to cook such rice and it is very difficult to digest it—taking such rice creates a lot of stomach problem for me. Gurudev also could not tolerate that kind of rice. You know that when Gurudev visited foreign countries, he would always carry good quality parboiled rice from India. Also, you are supposed to make only one subji, mix with with dal and serve this mixed subji with rice. When we stayed in the Nabadwip temple, we would do it for three days in Gurudev's time. However, if you give that kind of prasadam when so many devotees come for Param Guru Maharaj's festival, everybody will be unhappy.

Also, niyom-seva is not for the Deities. Just as when we follow Ekadasi, we do not offer only Ekadasi bhoga to the Deities on this day (we offer all the other things too—rice, dal, subji, etc.) Sri Chaitanya Mahaprabhu also followed Ekadasi. Guru Maharaj, Gurudev followed Ekadasi. Now that Gurudev is in samadhi, we offer him rice, dal, subji, everything on Ekadasi, but when Gurudev was present, he showed the example to us—because he is the teacher, if he does not show the example, how will we know it then? That is why he followed all rules and regulations. Niyom-seva is also like that.

We do not stop anybody—if anybody wants to do it, they can do it, but through service. You follow Ekadasi, you do niyom-seva, and you do not do any service—not like that. Sometimes people also go to Vrindavan at this time and for one month they only chant on their beads and do nothing. If somebody wants to do niyom-seva, I have no objection, Gurudev also did not prohibit anyone—if somebody wants to do it, they can do. But I cannot tell you that you have to do it because it is very difficult to follow niyom-seva month.

Kartik, or Damodar, month is the dearmost month of Srimati Radharani, of Sri Kirtika-nandini. Today is 13 October, Sunday, and it is still Padmanabha month—Damodar Month has not strated yet. Damodar month starts from Monday, and today is the beginning of the niyom-seva month.

Jay Srila Guru Maharaj ki jay.

 

 

— : • : —

 

 

 

 

{ 2001  |   2002  |   2003  |   2005  |   2009  |   2010 }
{ 2011  |   2012  |   2013  |   2014  |   2015  |   2016  |   2017  |   2018  |   2019 }

Listen online:

Download (6.7 Mb)

 


 

Rupa-siksa: Rare, Rarer, the Rarest
'Out of ten million workers you will get one wise person; out of ten million wise people you will get one liberated soul, and out of ten million liberated souls you will get one devotee of Krishna.'

 

Sujanarvuda-radhita-pada-yugam
'He is the best of the paramahamsas and the guardian of the supreme wealth (Krsna-prema). He accepted the robes of a sannyasi to deliver the fallen. His feet are served by the best of the sannyasis. Eternally I offer my obeisance to my master's feet.'
সুজনার্ব্বুদরাধিতপাদযুগং

We should realise it ourselves: how much can we proceed in our spiritual life and why did we come to Sri Chaitanya Saraswat Math?

HARE KRISHNA HARE KRISHNA KRISHNA KRISHNA HARE HARE | HARE RAMA HARE RAMA RAMA RAMA HARE HARE